Именование фотографий. Часть 1. Общие положения

Любой разумный человек, который что-то производит для долгосрочного использования, рано или поздно (иногда безвозвратно поздно), задумывается о том, как обеспечить сохранность результатов своего труда, чтобы продолжать их использовать, например, для получения дохода.

И фотографы здесь не исключение: они создают цифровые произведения и собирают из них свои портфолио, которые являются их продуктом, подтверждением профессионализма и, следовательно, их источником и инструментом дохода. Поэтому самые ответственные фотографы начинают задумываться о безопасности своих портфолио как можно раньше.

Но, чтобы обеспечить своему портфолио безопасность, нужно организовать целый систематизированный процесс, способный качественно противостоять утрате произведений вследствие перезаписи, повреждения физического носителя, человеческого фактора и т. д.

При построении такого процесса требуется учитывать как минимум три типа систем, с которыми фотография будет всегда взаимодействовать:

  • логико-цифровую систему (операционные системы, базы данных, программное обеспечение и другая логика);
  • физическую систему (процессоры, карты памяти, HDD, SSD и другие устройства);
  • биологическую систему, т. е. самого человека, который это всё воспринимает и использует.

Самая главная система — это логико-цифровая система, потому что без неё неизвестно, какая должна быть физическая система, т. е. без логико-цифровой системы мы не сможем создать физическую систему. Без физической системы мы не сможем в этом мире ничего сохранить для последующего использования, т. е. мы не сможем сохранить и использовать цифровую фотографию.

Но чтобы сохранить цифровую фотографию, мы должны учитывать то, что использовать фотографию в первую очередь будет человек, а значит, при сохранении фотографии мы должны учитывать возможности человека для удобного восприятия и отличия фотографий друг от друга.

В современных логико-цифровых системах для отличия одного цифрового объекта от другого в первую очередь предназначено имя этого объекта. Каждая цифровая фотография — это тоже цифровой объект, а значит, она тоже должна иметь имя. Имя цифровой фотографии нераздельно с ней, а значит, оно, как и фотография, будет взаимодействовать со всеми упомянутыми системами. Следовательно, имя фотографии должно быть совместимо со всеми этими системами.

Оказывается, что имя фотографии — это вообще основа всего.

Без грамотно построенного имени файла вы не сможете создать по-настоящему надёжный и качественный технологический процесс, способный обеспечить не только создание, подготовку, распространение и хранение фотографий, но также способный выдерживать его внештатные нарушения. И не важно, какой этот процесс, сложный или простой, универсальный или нет: он ничто без имени фотографии.

Именно для стандартизации решения создания глобально уникального имени файла фотографии и был создан Порядок именования фотографий, сокращённо ПИФ.

Чтобы имя фотографии было совместимо со всеми указанными системами, оно должно соответствовать следующим требованиям:

  • каждая цифровая фотография уникальна, поэтому имя фотографии также должно иметь возможность быть уникальным;
  • каждая из этих систем не совершенна и в определённых условиях может давать сбой, поэтому имя фотографии должно иметь возможность для восстановления при его повреждении;
  • человек должен иметь возможность удобного взаимодействия с именем фотографии, поэтому имя должно состоять из информативных частей, а не из бессмысленного набора символов.

Касательно глобальной уникальности имени, ПИФ определяет минимум необходимых данных для её реализации и сопоставляет их с действующими стандартами метаданных, обеспечивая при этом гибкость применения имени для различных условий.

Отдельно следует обратить внимание на совместимость с некоторыми старыми логико-цифровыми и физическими системами, которые порой накладывают жёсткие ограничения на длину имени файла. Разумеется, глобально уникальное имя не может быть настолько коротким, чтобы быть совместимым с ними.

Когда в начале развития компьютерной техники появились эти ограничения, люди не думали о будущих неизбежных минимальных потребностях, превышающих их. Теперь будущее наступило, и неправильно стремиться к совместимости вопреки разумности, правильным будет отказаться от устаревшей системы.

В крайнем случае всегда можно временно переименовать фотографию в короткое имя, а потом восстановить из метаданных сохранённое там ранее его более длинное уникальное имя.

Но в современных, далеко не идеальных условиях в мире цифровой фотографии недостаточно одного ПИФа, чтобы быть хозяином своих фотографий, необходимо обязательно также:

  • подковаться хотя бы в IPTC (International Press Telecommunications Council), Exif (Exchangeable image file format), XMP (Extensible Metadata Platform) и понимать, что такое IIM (Information Interchange Model);
  • использовать только ручной контроль над тем, что делается с метаданными;
  • именовать файлы в соответствии с ПИФ и только при помощи ExifTool (исключением может быть пакетное назначение названия, ключевых слов и описания в Adobe Bridge или другом проверенном ПО).

ExifTool — это самое надёжное ПО на данный момент, которое строго следует стандартам и распознаёт наибольшее количество спрятанных производителями камер метаданных, позволяя всё контролировать лично.

Конечно, существуют различные DAM (Digital Asset Management), но любая DAM, это всего лишь абстракция над файловой системой для удобства. Сами фотографии — это просто файлы, которые по-прежнему управляются на низком уровне файловой системой, которая для исключения коллизий по-прежнему требует уникальных имён этих файлов.

К тому же за удобство, которое даёт DAM или другое специализированное ПО, вы будете расплачиваться необходимостью мириться с её неприятными «особенностями», которые в определённых условиях могут неожиданным образом повлиять на ваши метаданные.

Природа этих «особенностей» состоит в том, что производители ПО иногда не успевают за изменениями в мире метаданных, и появляются ошибки совместимости, однозначности и актуальности метаданных. В результате эти ошибки производителей ПО приводят, например, к потере метаданных или появлению однотипных тегов из разных версий стандартов с разными значениями.

Вот примерный список причин этих изменений:

  • все распространённые стандарты метаданных для изображений в своё время создавались для решения частных задач отдельных организаций и без мыслей о будущем. Как следствие, появились сложности обратной совместимости стандартов в процессе их развития, что вызвало появление новых стандартов, которые пытаются решить эти сложности;
  • различные корпорации и прочие организации поддерживают финансово создание стандартов, что позволяет им вмешиваться в их развитие порой вопреки системному подходу, порождая таким образом предпосылки для новых сложностей в будущем;
  • разные производители оборудования и ПО в разное время могут по-разному представлять, что такое стандарты метаданных. Например, камера может не записывать информацию о часовом поясе. В таких случаях придётся исправлять или добавлять метаданные вручную;
  • периодически некоторые теги метаданных становятся устаревшими, но с этими тегами успевает появиться огромное количество фотографий.

А это список некоторых основных неудобств, которые приходится вручную обходить при подготовке к автоматическому построению глобально уникального имени из метаданных по ПИФу:

  • производители не записывают в метаданные исходное название файла, например IMG_236, что важно для различия и хронологии файлов в пределах одной секунды;
  • не все камеры сохраняют какой-либо серийный номер;
  • также для расширения совместимости нужно при создании уникального имени удалять пробелы или другие символы.

В идеале было бы хорошо, чтобы при создании файла фотографии камера сама записывала в его метаданные его уникальное имя по ПИФу, которое потом можно восстановить при повреждении названия файла.

Подводя итог, в текущих условиях для ответственных фотографов приоритетным остаётся ручной контроль своего портфолио.

© А. П. Коржиц, 2020—2021
justonemoreaccountof@protonmail.ch